Розмова з львівським кінознавцем Станіславом Тарасенком.
Станислав Тарасенко (29), киноман, киновед, наиболее увлеченный кинематографом человек, которого я только встречала.
К его позиции арт-директора кинотеатра Коперник, недавно добавилась роль куратора Кінопалаца на Театральной, 22. Также он возглавляет львовский киноклуб Silentium, радио Бармаглот, ведет подкаст Киноведы, пишет материалы о кино в S.U.I.T, о нем же еженедельно читает лекции в Першій львівській медіатеці и делает еще много-много всего интересного.
Осознанно кинематографом Стас увлекается последние пятнадцать лет – "малый срок" по его скромному мнению. И только три с половиной года тому назад он замыслил бросить свою "скучную и неинтересную работу менеджера". Такое решение к нему пришло в разговоре с друзьями, во время одного из походов по живописным Карпатам. Полностью отдаться страсти всей своей жизни, вместо того, что бы "метаться" и теряться в догадках, что же делать со своей жизнью – звучит как отличное начало увлекательной истории.
Несмотря на свой забитый график, и полное отсутствие свободного времени, он смог выделить пару часов, что бы увлечь меня в мир кино, поразить своим неуемным энтузиазмом и блеском в глазах.
Станислав предложил встретиться в квартире, что служит студией для радио Бармаглот. Кому интересно, чудеса начинаются с площади Рынок. Если пройти за кованые ворота и ненадолго потеряться в поэтичных внутренних двориках Львова, в конце концов, наткнешься на довольно таки обычные металлические двери, за которыми скрывается Страна чудес, по адресу Площадь Рынок, 37.
Киноведы – подкаст о кино, первоначальная и опорная точка деятельности Станислава. Концепция: темой для выпусков является деятельность конкретного режиссера. Почти всегда, это одна передача – один фильм. Здесь можно узнать все – биографию режиссера, его мнения и взгляды на жизнь, разбор фильма и выбранные отзывы на него. Регулярность: каждую среду в 19:00. "В Украине есть куча подобного, давным-давно, но все, что я находил, меня лично не очень устраивало, и до сих пор не очень устраивает, и к Киноведам есть претензии" – говорит Станислав.
Каков был следующий этап твоей деятельности после создания Киноведов?
Мало было написать Киноведы, их нужно было еще и где-то записывать, и найти радиостанцию, которая бы ставила программу в эфир. Это все казалось нереальным, учитывая еще и то, что передача русскоязычная – дополнительная трудность во Львове. Я долго-долго-долго искал, как это можно делать, записывался за свои деньги, пока случай не завел меня на MJoy, где я временно вел подкаст Киноведы. Там я вновь познакомился со звукорежиссером Антоном Вербицким, с которым мы совместно когда-то снимали квартиру и сейчас ведем все проекты совместно.
"Много споров может ли быть киноклуб в кафе. Моя точка зрения: не может, потому что в кафе невозможно смотреть фильм. Основная задача этого места – это зарабатывать деньги на клиентах.
Как-то мы пробовали такой формат, это был просто ужасный провал, полный кошмар. Приходили люди, ели, а я в это время выступал, читал лекцию о фильме Гравитация Альфонсо Куарона – и я им мешал. Я раздражал этих людей, реально меня слушало три-четыре человека. Это была наша самая провальная лекция за все время".
В арт-зале, где базируется Silentium 25 сидячих мест. Но все они, к примеру, были заняты на Пророке по мотивам книги Халиля Джебрана, ты тогда приходила. Когда мы показывали Стенли Кубрика, то каждый раз у нас было больше людей, чем есть количество мест. Иногда было 50 человек в зале, и мы просто уже ложились, ибо некуда было больше. Господи, цена билета тогда была 15 гривен, мы несли какой-то пуфик.
Silentium – арт-зал, находящийся при кинотеатре Коперник. Регулярность: вступная лекция и показ каждый понедельник и четверг.
Как появилась идея создания Silentium?
Изначально мы с Антоном разработали такую концепцию: открыть киноклуб в Медиатеке. Это работало где-то год и три месяца. В понедельник фильм, а во вторник был серьезный, детальный разбор кинокартины. Моя полуторачасовая лекция с отрывками из фильмов, с цитатами режиссеров, кто, что и почему думает об этом фильме. Получилась такая реальная киношкола – мы по полной осмысляли картину.
Ну, а после его создание, Ты начал работать в кинотеатре Коперник?
В какой-то момент мне позвонила нынешний менеджер Коперника Александра Можаровская и мы решили, что я буду кем-то вроде арт-менеджера кинотеатра, заниматься его развитием. Не было смысла показывать тоже самое, что и на Театральной, поэтому в Копернике мы решили показывать другое кино.
Какой вариант развития Ты видел?
Я понимал, что стоит создать независимый кинотеатр в подлинном смысле этого слова. То есть специализироваться на фильмах, который являются или умными, или арт-хаусными, или их нигде не показывают, проводить какие-то кинофестивали.
Я еще знаю, что Вы еще и сами много чего переводите.
Да, для киноклуба. Вот скоро (22 января 2017 года) мы покажем один из величайших фильмов в истории человечества Тропы славы, его никогда не переводили на украинский. Мой друг Ахтем Амзаев сам делает украинские субтитры, совместно с редактором Ириной Зробок они проделывают сумасшедшую работу, просто так, что бы один раз показать в киноклубе. Мы переводили, к примеру, фильмы Сатьяджита Рая, Майка Ли…
Я и не знала, что Вы выкладываете свои переводы.
Конечно, есть отдельные люди, которые об знают. Я как-то делал передачу Киноведы про Странника Сатьяджита Рая. Этот фильм никогда даже не переводился на русский язык. И люди, слушают передачу из России, они готовы нас и с украинскими субтитрами смотреть. Настоящий киноман этого очень жаждет. Понятно, что в России все это гораздо развитее – это факт. Там есть Липецкий киноклуб – крупнейшее явление в русской кинокультуре. Они нас знают, мы с ними большие друзья, постоянно списываемся.
Как у нас обстоят дела с кинокультурой?
В этом есть плюсы и минусы, для меня лично. Плюс в том, что нет конкуренции. Человек, который ищет, куда бы сходить, в любом случае о Копернике он услышит. С другой стороны – мы тотально невежественны в вопросах о кино, иногда приходится на пальцах объяснять, что у фильма есть автор, что у режиссера есть свой стиль, поэтому этот фильм такой плохой или хороший.
В итоге, сформировалась очень-очень маленькая, незначительная в масштабах человечества аудитория киноклуба, которая полюбила кино. К нам часто подходят и говорят "Спасибо". Это приятно, конечно же.
Сделать на 100% независимый кинотеатр – это невозможно, финансово не выгодно. Хотя, на данный момент, 80-85% из того, что мы показываем это дистрибьюторы, по типу, Артхаус Трафік, Kinove и так далее, или это украинское современное кино или Пол Верховен, Пак Чан Ук и более. Людей ходит тьма, но это долгая история как мы весь этот маркетинг проворачивали.
То есть, мы сначала сделали Киноведы, потом киноклуб Silentium, потом лекторий, мы наработали аудиторию, которую позже перенесли в Коперник.
То есть Ты все это изначально продумал?
Я общался со многими работниками киноиндустрии и понимаю, что для них не кино главное. Вот в этом вся проблема, вот это есть проблема. В Копернике есть недочеты, над которыми мы работаем, но самое главное, ты приходишь в этот кинотеатр и видишь репертуар, а там Пол Верховен, Пак Чан Ук, новый украинский фильм, киноклуб Silentium, классику Фрица Ланга показывают. У любителя кино действительно есть выбор. Наш "основной человек" – это зритель, который ходит постоянно.
У Вас есть определенная концепция?
Да, и меня поражает, что мало кто её использует. Концепция очень простая: когда предлагается одинаковый товар, понятное дело, что выигрывает тот, кто предлагает лучшее качество услуги.
Что должны сделать мы? Мы должны предложить или другой товар, или предложить его в такой форме, в которой другие не предлагают. Что-то должно сделать нас конкурентно способными. И мы до этого дошли. Коперник предлагает уникальный товар, более того, в удобное для зрителя время.
На таком кино кассу не зарабатывают, её зарабатывают на Мстителях, Лиге справедливости, каких-нибудь боевиках. Вот Кінопалац сугубо мейнстримовый кинотеатр. В Копернике, мы, допустим, берем Она Пола Верховена и показываем его два-три раза в день в разное время. То есть, человек может прийти, именно на такого зрителя мы и делаем ставку. Грубо говоря, наша аудитория не та, которая не хочет ходить в Планету кино, а ей туда ходить просто не на что. Мы действительно заняли эту нишу – мои лекции, фестивальные показы, независимые дистрибьюторские фильмы и т.д.
Что Ты тогда собираешься делать как креативный менеджер в кинотеатре на Театральной?
Неделю мы работали над ребрендингом, разрабатывали концепцию, и я пришел вот к чему: нужно сделать этот кинотеатр львовским. Объясняю. Вот проходит какой-то фест, где организаторы все красиво обставляют и люди туда идут. Им это нравится.
Наша концепция в следующем, берем, например: "Львівські герої", и как-то обыгрываем эту тему мейнстрима, создаем фотозону. Используем изображения Чарли Чаплина, Орсон Уэлсона, Мэрилин Монро в облике каких-нибудь супергероев. Вешаем отличные ситилайты, афиши со львовскими супергероями. Будем подавать интересненько, в отличие от сухой информации, как это делают в крупных кинотеатрах.
На самом деле, там залы великолепные, мало кто об этом знает. Ты заходишь, как в какой-то театр или оперу. Особенно, Легендарный Синий зал на Театральной, он невероятно красивый, с позолотой. Мы и это, конечно же, обыграем.
Конечно же, мы меняем сайт, в будущем сделаем приложение, ребрендинг дизайна, социальные сети с интересной информацией. Мы пытаемся подавать эти мейнстримовые картины по другому.
А целевая аудитория?
Вообще, это семейный кинотеатр и туда заходит большое количество туристов.
Но все останется как есть, на Театральной мейнстримное кино и Коперник – независимый кинотеатр.
И Вас всецело поддерживает руководство?
Абсолютно. Мы конечно обсуждаем много что, но вообще, после того как мы за год и четыре месяца подняли Коперник, мне позвонил директор и сказал: "Идите к нам на Театральную, я предоставляю вам полный карт-бланш, полную свободу действий".
Это очень круто.
Конечно, это значит, что нам доверяют, что он видит результаты, финансовые результаты.
Собираетесь ли Вы нас порадовать какими-нибудь новыми проектами?
Да, как раз сейчас мы запустили комикс Мавпа. Это очень крутая и веселая штука. Каждый день будет выходить комикс в контексте одного вида искусства. Например, в понедельник – литература, в среду – религия, в воскресенье – фотокомикс.
Концепция простая: сатирический комикс, где "мавпи" будут сталкиваться с интересной, умной, качественной культурой, но не могу полностью постичь её. Обезьянки часто ассоциируются с чем-то глупым и недалеким. Полагаю, не стоит объяснять, что в каждом из нам сидит "своя мавпа".