Михайло Дуркін: Альтернативні підходи у поведінці зі стічними водами в ЄС
Західний Буг, стічні води та регіони Балтійського моря.
З виступу виконавчого секретаря Коаліції Чиста Балтика (Coalition Clean Baltic) Михайла Дуркіна на конференції "Застосування альтернативних подходів зменшення забруднення стічних вод в сільській місцевості", 9 вересня 2016 року в місті Угнів Львівської області (рос.)
Проблема чистой воды начинается с небольшого конкретного места, где мы живем, где мы работаем, и она связана в первую очередь с тем, что чистая вода – это собственно наша жизнь, наше здоровье, здоровье наших детей, родных и близких.
Это также использование воды для различных нужд, для экономики, сельского хозяйства, просто в быту.
Вот несколько фактов о ситуации с водоснабжением сейчас в мире.
Мы, к сожалению, должны понимать, что практически треть населения земли не имеет доступа к нормальному водоснабжению, чистой питьевой воде и, соответственно, средствам очистки воды.
Более 70% воды в мире используется для орошения, она используется просто для того, чтобы вырастить урожай.
И очень большое количество смертей в мире по-прежнему связано с водой. На самом деле не только с болезнями, приносимыми этой водой, но и паводками, наводнениями.
Региона Балтийского моря, может быть, это не так сильно коснулось.
Но мы уже наблюдаем, что проблема наводнений в европейском регионе, чуть-чуть юго-восточней Балтийского моря, сегодня стоит в повестке дня правительств и экологов.
Вспомните о недавних наводнениях в Польше, Чехии, Германии.
Это стало одной из причин, почему Еврокомиссия потребовала разработать противопаводковые планы и они были включены в общеевропейский План управление водными бассейнами.
Если двигаться к еще более конкретным политическим вопросам охраны окружающей среды в мире, то в сентябре 2015 года государствами ОНН были приняты так называемые 18 целей устойчивого развития, ставшие продолжением процесса, начатого в 1992 году в Рио.
Одна из этих 18-ти целей касается чистой питьевой воды.
Ее достижение включает в себя обеспечение доступности питьевой воды на местном уровне для населения, а также обеспечение санитарных и гигиенических стандартов технической структуры водоснабжения, водоотведения.
Это также касается вопросов нехватки воды в определённых местах, плохого качества воды и адекватной очистки, и это, конечно же, касается вопросов засухи.
К примеру, в прошлом году, живя в Швеции, я два раза столкнулся с проблемой воды. В таком насыщенном водой регионе, как Швеция, где полно рек, озёр, недалеко море, дважды за лето у меня пересыхал колодец около дома.
Вот сейчас у меня ситуация такая, что каждые пять дней привозят нам бак кубометром водой, чтобы была возможность помыться, приготовить еду, помыть посуду.
Такой засухи в Швеции не помнят в течение 30-ти последних лет.
В двух провинциях Швеции (Кальмар, остров Готланд, остров Эланд) засуха началась в мае и продолжается до сих пор.
Дошло до того что, лимиты воды подземных горизонтов были исчерпаны и пришлось специально строить трубопровод, чтобы доставить воду с материка на острова. Иначе пришлось бы вырезать скот, который нечем поить.
В этом случае мы сталкиваемся с ситуацией, что мы никогда не задумываемся, сколько воды потребляем.
Да, мы знаем теоретические цифры, что это порядка 60 литров в день на человека, но если у нас семья из 4 человек, то это примерно в день 250 литров, то есть за четыре или пять дней кубометр воды очень легко используется.
Когда сталкиваешься с тем, что у тебя ограниченное количество воды, то начинаешь каждый день экономить на чем-то.
Давайте перейдем к Балтийскому морю. Это фотографии апреля 2004 года.
Море еще покрыто льдом, но в Финском и Рижском заливах вода уже чистая, поэтому в районе берегов видны зеленые пятна.
Это сточные воды из диффузных водостоков, которые выносятся в море реками и маленькими речками.
Вот, например, в Рижском заливе большое коричневое пятно.
Фотография была сделана еще до того, как в Риге провели модернизацию очистных сооружений. Летом ситуация ухудшается, мертвых зон в море становится еще больше.
Вот именно поэтому мы и в рамках Хельсинской конвенции действуем по всему региону и говорим о том, что нам нужно совместно предпринимать усилия для того, чтобы такой ситуации не было.
Вот так выглядит Балтика сверху.
Поверьте мне, это ужасно. С берега вы этого никогда не увидите, вы можете лишь увидеть не такое трагичное зелёненькое свечение.
Вот эта фотография сделана в центре Балтийского моря. По-сути, Балтика представляет в этом месте своего рода болото, в котором плавают комки водорослей.
Когда водоросли начинают гнить, они потребляют большое количество кислорода и оседают на дно, образуя очень большие бескислородные зоны, где присутствует только сульфид серы. Их общая площадь уже превышает площадь территории Италии.
Ситуация пока не улучшается, не смотря на то, что объемы сбросов нечистот в целом снижаются. Поэтому всем странам, и тем, что непосредственно имеют береговую линию на Балтике, и тем, что находятся в бассейне Балтики, необходимо снижать нагрузку по сбросу ненужных элементов и мусора.
Исходя из расчетов, проведенных с 1997 по 2003, для так называемого трансграничного пула (Беларусь, Украина, Чехия, Словакия) эти ориентиры составляют 800 тонн фосфора и более 3 тыс. азота в год.
Понятно, что большая часть нагрузки ложится на Беларусь, которая гораздо ближе к Балтике и имеет три трансграничных водных бассейна, связывающих ее с Балтикой: Буг, Неман, Даугава.
Но мы не должны забывать, что украинская часть также вносит свой, пусть и небольшой, вклад.
Вот карта бассейна реки Вислы.
Как видите зелёных рек, то есть которые в хорошем экологическом состоянии, не так много. Они в самом верху поля и еще немножко внизу, там, где Словакия.
Коалиция чистой Балтики – это организация по сохранению Балтийского региона, которая объединяет 18 экологических организаций в 11 странах, из них лишь 9 стран, которые находятся на берегу.
Нашу организацию поддерживают более 800 тысяч человек.
Мы работаем в нескольких направлениях.
Наши приоритеты: охрана вод в сельськом хозяйстве, общая агрополитика ЕС, разумное управление биогенами, промышленное животноводство, управление водными ресурсами и сточными водами, Планы управления водными ресурсами, Речной Дозор, восстановление местообитаний, общая рыболовная политика ЕС.
Для чего необходимы альтернативные подходы?
Во-первых, потому что традиционные системы очень часто не работают.
Так, современные очистные сооружения дорого стоят и не менее дорогостоящие в эксплуатации, при этом их эффективность может быть не такой хорошей, как хотелось бы.
Во-вторых, это изменение модели поведения, связанное с технологическими и климатическими изменениями.
Третий момент, почему именно в Балтийском регионе это так важно: у нас довольно большая доля населения, проживающего в сельской местности, где централизованная канализации отсутствует.
Из всех стран Балтийского региона только одна Германия имеет более 96% жителей страны в Балтийском бассейне, централизовано пользующихся канализацией.
В Литве, Швеции или, к примеру, Финляндии, то здесь больше 85% населения проживают в сельской местности и, в среднем, более 10% населения живет в районах, где нет централизованных систем водоснабжения и водоотвода.
Однако в них также необходимо проводить мероприятия по очистке стоков.
Чем все это регламентируется? В ЕС принята и действует единая водная политика, изложенная в рамочной водной директиве – документе, который объединяет в себе требования различного секторного законодательства в водной сфере.
Рамочная водная директива исходит из того, что необходимо управлять водными бассейнами, водными ресурсами на основании комплексного подхода, учитывая совокупность факторов в пределах речного бассейна.
На основании комплексной оценки разрабатываются Планы управления водными бассейнами в ЕС.
Если какой-то компонент водной системы не работает, то считается что вся система в плохом состоянии и необходимо применять меры для улучшения ситуации, исправления экологического ущерба.
Например, заставить загрязнителя платить за нанесенный ущерб.
Также важно, что меры должны предприниматься максимально близко к источнику загрязнения.
Если мы говорим, что Западный Буг страдает от того, что очистные сооружения Львова не справляются с нагрузкой, и в речку поступает большое количество загрязнений, потом вода постепенно очищается до определенного момента, но затем снова попадает в зону воздействия другого муниципального предприятия, например, в Сокале, где возникает дополнительное загрязнение, то в данном случае, если использовать инструмент Рамочной директивы, действия по улучшению ситуации должны быть произведены, в первую очередь, во Львове и в Сокале.
К сожалению, несмотря на многочисленные международные проекты, пока что не удается выйти на общее экологическое соглашение, общий план управление бассейном Западного Буга.
Ситуация пока далека от нормы. Риски высокие сохраняются.
Добавлю также, что по всем различным массовым загрязнениям, поступающим в бассейн реки Западный Буг, Украина остается на первом месте, равно как и по сбросу сточных вод.
К сожалению, ситуация по затратам стран на улучшение ситуации в бассейне Западного Буга не лучшим образом складывается ни для одной из стран.
Если в Польше запрос был на 110 млн. евро для улучшения ситуации, то получали они только 36 млн. евро. В Украине запрос был на 27 млн. евро, а получено всего 1,4 млн. евро.
Что касается разницы в подходах, то если в ЕС существует Директива о муниципальных стоках, которая четко регламентирует требования для разных категорий очистных сооружений.
Однако этими требованиями не охвачены населенные пункты, в которых проживает меньше 2 тысяч человек.
Требования ХЕЛКОМ (Хельсинская конвенция по защите Балтийского моря, 2010 год) – балтийские региональные требования, не смотря на то, что формально они носят характер рекомендаций, строже, чем европейские.
Это связано с тем, что страны, подписавшие Хельсинскую конвенцию, осознали необходимость действовать более серьезно и строго, чтобы снизить попадания загрязнений в море.
В ХЕЛКОМ, в отличие от ЕС, существует также отдельная рекомендация по действиям для населенных пунктов с численностью до 500 человек, которая предписывает, что неочищенные сточные воды не должны напрямую попадать в естественные водные объекты в районах, не подключенных к системах канализации, и то что сточные воды частных жилых домов и отдельных поселков должны очищаться до определенного уровня очистки: 70% по фосфору и 29% по азоту.
Рекомендация также предусматривает разные варианты того, каким образом такие стоки могут сбрасываться в зависимости от типа населенного пункта, что выбирает для себя страна и так же исходя из того что если конкретный населенный пункт находится в так называемой "чувствительной зоне".
В ней даже приводятся варианты систем туалетов, которые могут использоваться в сельской местности, в том числе это и сухие туалеты, туалеты в сочетании с локальной системой очистки разделения и др.